Слово "ВОДКА" произошло от слова "ВОДА" и является уменьшительной и практически не сохранившейся в современном языке (кроме, разве что производных от "вечных" слов - мамка, папка) формой последнего.
Корни именно такого названия следует искать в технологии производства этого напитка на Руси, основная сущность которого, в силу таких исторических причин, как византийская традиция растворять любой алкогольный напиток перед его потреблением и чисто технического несовершенства аппаратуры, заключалась в неоднократной перегонке хлебного спирта с разведением на каждом этапе перегонки водой, и порой в весьма больших количествах.
СИВАК, СИВУХА
Жаргон конца XVIII - XIX века - водка крайне низкого качества или к совсем неочищенная, мутная или сероватая (сивая) по цвету.
ПЕРЕГАР
Жаргонный термин первой половины XIX века, относящийся к жидкому, плохому хлебному вину последней фракции гонки с пригарью или иным сильным неприятным запахом.
БРАНДАХЛЫСТ
Жаргонный термин второй половины XIX века. Произошло от названия немецкой дешевой картофельной водки - брантвайн. Термин ясно указывает на отрицательные последствия от ее употребления: "хлыст" - искаженное от "хлестать", то есть вызывать рвоту, рвать.
САМОГОН
Термин, относящийся к началу ХХ века, после введения государственной монополии 1894-1902 годов на водку. Означал самовольно, незаконно изготовленное хлебное вино.
КВАС
Значение этого слова не соответствует современному. Уже в 1056 году имеется упоминание кваса как алкогольного напитка - в языке того времени слово "квасник" употреблялось в значении "пьяница". Отсюда же, очевидно и сохранившееся до ныне жаргонное "квасить", то есть употреблять спиртное, причем неумеренно.
СИВУШНОЕ МАСЛО
Высококипящая фракция, составляющая от 0,1 до 0,7% сырого спирта, получаемого при первой перегонке. Представляет собой смесь высших спиртов, органических кислот, эфиров и других соединений. Ядовитость коктейля под названием "сивушное масло" в 3,5 раза сильнее чистого этилового спирта. Сивушное масло придает большинству алкогольных напитков неприятные вкус и запах, но в то же время некоторые вина и многие коньяки без него лишаются своего неповторимого букета.
На оглавление
В начале XVIII века Петр I для сбора средств на ведение Северной войны вводит откупную систему, получив значительные деньги, а позже вводит свободу винокурения и облагает винокуров акцизом.
Середина XVIII века по праву считается "золотым" периодом в истории русской водки, когда в 1755 году Екатерина II своим указом определяет винокурение как исключительную привилегию дворян, освободив их при этом от всякого налогообложения. Другие сословия обязаны были покупать водку у государства.
Во второй половине XVIII века появилось множество сортов водки. Каждый помещик-производитель имел собственную марку, причем это были напитки высочайшего качества. Многие дворяне считали престижным иметь у себя и угощать водками с ароматизаторами "на все буквы русского алфавита": анисовую, березовую, вишневую, грушевую, дынную, ежевичную, желудевую, зверобойную, ирговую, калиновую, лимонную, малиновую, мятную, ноготковую, облепиховую, полынную, рябиновую, смородиновую, тминную, укропную, фисташковую, хренную, цикорную, черемуховую, шалфейную, щавелевую, экстрагоновую, яблочную.
Культура пития в эту эпоху была высокой. Основным правилом любого пиршества того времени было не закусывать выпитое, а запивать кушанья.
Тем не менее, сколько бы разнообразных водок и настоек ни изобреталось в это время, главной культурной потерей XVIII века были русские меды - вареный, и уникальный по своей технологии, как сегодня сказали бы, "национальный продукт" - ставленный мед, имевший выдержку до 30 лет и приобретавший необыкновенный, ни с чем не сравнимый вкус, неоднократно воспетый в древней русской литературе.
Водка - чуть ли не первое из русских слов, перекочевавших в иностранные языки. Вначале оно обозначало настойку лекарственных трав и позже перешло в разряд напитков.
С 1795 года заготовка водки казной практически прекращается и откуп становится единой системой., в конце концов ставшей разорять казну - откупщики недоплачивали казне порядка 10 млн рублей в год!
Во времена Павла I в кабаках входит в моду употребление водки со стопок, в которую должно было вмещаться ровно сто грамм напитка. История сохранила упоминание о плутах трактирщиках, которых жестоко били посетители за то, что эта мера оказывалась меньше, чем положено.
В 1819 году правительство Александра I ввело поэтому строгую государственную монополию и казенная продажа открылась в 29 великоросских губерниях, однако, в 1826 году новый царь Николай I, желая хоть как-то примириться с дворянами после подавления восстания декабристов, а заодно и укрепить свое положение, частично восстанавливает откупную систему, а в 1828 и вовсе отменяет винную монополию.
Замкнутый круг выходит на новый виток и все повторяется снова. Скрытие доходов, взятки чиновникам, низкое качество водки в угоду количеству. Откуп заменил в 1863 году с трудом, в течение полтора десятка лет вводимый, акциз - плата за владение аппаратурой определенной производительности плюс за каждую единицу объема готовой продукции.
Отмена крепостного права, развитие капитализма положительно сказались на развитии водочного производства.
В 1881 году кабаки было решено заменить трактиром и корчмой, то есть точками, где бы торговали не только "голой" водкой, но и закусками. Вместе с тем впервые было разрешено торговать на вынос порциями меньше ведра. По сути, была введена розничная торговля.
В 1894-1902 годах последовательно по регионам России, вначале в столицах, потом на окраинах, сперва в европейской части, потом и в азиатской вновь была введена монополия. На этот раз это была не одноразовая указная акция, а глубокая, продуманная реформа. Ее задаче было изъять производство и торговлю водкой из частных рук, ликвидировать самогоноварение, поднять качество продукта, сделать все возможное для того, чтобы привить русскому народу культуру потребления алкогольных напитков.
Реально просуществовав в 1906 - 1913 годах монополия имела свои положительные результаты по сокращению по крайней мере внешних проявлений пьянства. Торговля была упорядочена так, что лишь в столицах и крупных городах она велась с 7 утра до 22 часов вечера. В сельской местности она завершалась осенью и зимой в 18 часов, весной и летом продлевалась до 20 часов. Во время общественных мероприятий торговля запрещалась. Усилены были уголовные наказания за тайное самогоноварение.
На период первой мировой войны торговля водкой была запрещена, этот же запрет был продлен советстким правительством на период революции, гражданской войны и интервенции.
Государственная монополия просуществовала все советское время и была отменена указом президента России в 1992 году, замкнув таким образом очередной виток бесконечно повторяющейся истории самого русского напитка.
На оглавление
Какие же технологические приемы использовали винокуры XVII - первой половины XVIII веков?
Отгонка спирта-сырца от бражки веласьочень медленно, и отгонялась при этом не более половины первоначально взятого сырья (поэтому первая гонка называлась двоением). После этого, если стояла зима, спирт-сырец вымораживали, заливая его в специальную деревянную бочку с затычкой в дне. При медленном застывании вся содержащаяся в водке вода замерзала.
К сплошному куску льда снизу примерзал тонкий слой сивушного масла. Очищенную таким образом и укрепленную спиртосодержащую жидкость сливали через донное отверстие, а лед выбрасывали. Затем перегонки повторялись - спирт становился чище и крепче.
Дальнейшая очистка производилась адсорбентами животного происхождения, что было довольно дорого. Так, на шесть ведер первой гонки полагалось как минимум одно ведро свежего молока или полведра яичных белков. Эта смесь перегонялась.
После этого проводилась фильтрация чрез войлок, сукно, фетр, речной и кварцевый песок, керамическую крошку, хлопчатобумажную ткань, льняное полотно, вату, древесный уголь.
После этого водку сдабривали различными продуктами, в основном растительного происхождения, так называемым "зельем". Это придавало характерный запах и вкус, обеспечивало узнаваемость, стандартность.
Многоступенчатые способы очистки представляли собой многозатратный и длительный труд, но в те времена заботились лишь о качестве продукта и это было решающим условием всей технологии.
Особое значение для отечественного винокуренного производства имеют научные работы Д. И. Менделеева, который детально исследовал процессы, происходящие при смешивании спирта с водой.
Ученый обратил внимание на то, что при соединении воды и спирта происходит сжатие всей смеси. Это значит, что если взять литр спирта 96-98╦ с литром чистой воды, то получится гораздо меньше, чем два литра смеси. Уменьшение объема будет тем большим, чем крепче спирт. Им было подмечено, что физические и физиологически свойства водно-спиртовых жидкостей зависят от их взаимной концентрации.
Менделеев вывел формулу из 30 членов всего в пять строчек. Он считал ее одной из простейших, хотя результат, полученный из нее по точности превзошел все исследования его предшественников.
В то время как прежде смешивали воду и спирт исходя из объема, Менделеев провел смешение по весу, что гораздо труднее и что дало более точные результаты.
Оказалось, что идеальным содержанием спирта в водке должно быть признано 40╦, которые нельзя получить точно при смешении объемами, а только при смешении точных весовых соотношений. Наибольшее сжатие смеси происходит при взаимном растворении в весовом соотношении 45,88% безводного спирта с 54,12% воды. Это означает, что если на каждую молекулу спирта приходится три молекулы воды, то объем смеси становится минимальным, следовательно удельный вес достигает максимума.
Так, литр водки в 40╦ должен весить ровно 953 г. При весе 951 г крепость будет уже 41╦, а при весе 954 - 39╦ . В обоих этих случаях резко ухудшается физиологическое воздействие подобной смеси на организм, и, строго говоря, обе они не могут при этом именоваться московской водкой - марка которой, "Московская особенная", была запатентована правительством России в 1894 году.
При употреблении 40-градусной водки выделяется наибольшее количество тепла, а напиток получается однородным. К тому же, 40-градусная водка не обжигает пищевод.
Во всех западноевропейских странах спирт , получаемый из разнообразного сырья, либо дистиллировался до 40╦, либо разводился с водой в соотношении 1:1 по объему, что не позволяло достигнуть золотой середины, что сразу же дистанцировало русскую водку от всех остальных "водкоподобных" алкогольных напитков.
На оглавление
В 1886 году император Александр III посетил Нижегородскую ярмарку. У павильонов, где свет отражался в бутылках с разноцветными напитками, самодержца встретили официанты в медвежьих шкурах и с поклоном поднесли граненые стаканы "Смирновской".
Отведал российский самодержец "боярские вина" Петра Арсеньевича Смирнова и повелел ему быть Поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В 1873 году в Вене фирма дебютировала на международной выставке в Вене и получила высшую награду. Еще через три года новый триумф - в Филадельфии. "Смирновка" победно шествовала по миру, собирая призы на выставках в Монреале, Париже, Москве, Петербурге, Брюсселе, Лондоне, Барселоне.
За ними последовали вручения Петру Арсеньевичу медали на ленте Св. Андрея Первозванного, орденов Станислава, Анны, Владимира и высшие правительственные отличия - право изображения на своих рекламах, вывесках и этикетках первого, второго, третьего и четвертого государственного герба - "за превосходного качества очищенное вино, водку, наливку и ликеры, а также за развитие и усовершенствование производства".
С 1886 года Смирнов - также поставщик Двора Великого Князя Сергея Александровича и Двора Королевского Величества Оскара II, короля Швеции и Норвегии. Из рук испанской королевы он получает орден Св. Изабеллы.
Сам Петр Арсеньевич невероятно дорожил своей маркой - и не только в деловом отношении. Все связанное с именем фирмы должно было, по его твердому убеждению, говорить само за себя. Рассказывают, что однажды на святках, когда по даней традиции на льду Москвы-реки сошлись мастеровые, смирновские рабочие начали подаваться, чего не случалось раньше никогда. Причина была уважительная - из-за срочного заказа управляющий не отпустил на "поле брани" основных силачей. Кончилось тем, что прямо с "боевых позиций" на квартиру к хозяину явились запыхавшиеся гонцы: "Наших бьют!" Смирнов немедленно распорядился отрядить на помощь дрогнувшей своей дружине подмогу, да на дорогу напутствовал: "Одолеете - всем платный отпуск до двух часов дня, угощение и премия; осрамитесь - всех оштрафую!"
После этого почтенный глава фирмы вызвал управляющего и учинил ему разнос, не принимая отговорки о спешном заказе и убытках: "Насчет заказа - наши выполнят! Сраму не обобрались бы - а это похуже убытков!"
В 1888 году Петр Арсеньевич Смирнов достиг вершины - царским указом ему было присвоено звание советника коммерции.
В 1897 году введенная винная монополия сильно ударила по делу, а через год, 29 ноября, его основатель скончался. Он оставил превосходно поставленное дело, солидный капитал, громкую славу и - многочисленное потомство от двух браков - пятерых сыновей и восемь дочерей.
В своем завещании он распорядился: "Все паи, принадлежащие мне в Высочайше утвержденном Товариществе водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П. А. Смирнова в Москве, завещаю в равных долях жене моей Марии Николаевне и сыновьям Петру, Николаю, Владимиру, Сергею и Алексею, но с тем, чтобы паи, завещанные моим сыновьям, хранились в кассе Товарищества и были бы выданы каждому из них по достижении 35-летнего возраста".
В 1903 году сыновья Смирнова получили дозволение торговать "под фирмой" отца, и заведение стало называться "Петр, Николай и Владимир Петровичи Смирновы, торгующие под фирмой П. А. Смирнова в Москве".
Молодые Смирновы были людьми образованными, но купеческой хватким, которой обладал их отец, им не хватало. Счастливая звезда Смирновых начала понемногу закатываться. Вскоре Николай покинул Торговый дом по причине расточительности, а Владимир стал знаменитым на всю Россию коннозаводчиком, не пожалевшим денег на строительство манежа и конюшни на Скаковой улице. Получив полмиллиона, он вышел из дела, передав все свои права старшему брату - Петру.
После смерти Петра унаследовавшая дело его жена в 1917 году вышла замуж за итальянца и навсегда покинула Россию. Завод, построенный Петром Арсеньевичем Смирновым стал собственностью государства. Осталась память и слава о делах его создателя и о качестве выпускавшихся напитков.
Оценка деятельности торгового дома Петра Смирнова в приложении к книге В. А. Похлебкина "История водки" резко отличается от вышеизложенной. Возможно, причина этого в том, что она была написана в 1979 году как научно-исследовательская работа для защиты приоритетов России в создании водки в предстоящем международном арбитраже и подчеркивать положительные стороны "Смирновской", ставшей к тому времени "нероссийской", было невыгодно.
Тем не менее, в книге имеются следующие интересные сведения "о секретах и особенностях Смирновских водок".
Фактически одновременно с Петром Арсеньевичем, а именно в 1863 году, его дядя, Иван Алексеевич купил маленький водочный заводик на Берсеневской набережной. Фактически только с 1864/65 года обе фирмы начали производить свою собственную водку, а не торговать чужой.
Из-за ожесточенной взаимной конкуренции себестоимость водки снижалась, одновременно с ухудшением ее качества.
В 1894 году при разработке мер по введению госмонополии комиссия, во главе с Д. И. Менделеевым, исследовала качество водки 12 частных фирм, существовавших тогда на территории России и была удивлена тем, что считавшиеся лучшими и имевшие большое распространение водки Смирновых оказались низкого качества, причем не только ниже казенной, но и других частных фирм.
Проверки 1896 и 1906 годов дали аналогичный результат и поставки к Высочайшему двору прекращаются. В экспертной оценке 1906 года приводятся следующие данные содержания примесей в "очищенном" вине Ивана Смирнова (в расчете на 40╦): сивушные масла - 0,122%, альдегиды - 0,0075%. Во всех номерах водки были обнаружены азотная кислота, аамиак, соли (от 439 до 832 мг на литр), эфиры. Для увеличения мягкости в водку добавлялся поташ.
В добавок к этому, указывается на то, что ни Иван, ни Петр, ни потомки сами не являлись производителями спирта-сырца, а скупали его по дешевой цене в разных областях России у мелких самогонщиков, часто гнавших не ржаной, а самый настоящий картофельный спирт, что предопределяло получение водки крайне низкого качества.
На оглавление
После Октябрьской революции из всех прямых наследников П. А. Смирнова эмигрировал лишь Владимир, который, как мы знаем, продал ранее продал все свои права брату Петру. Именно Владимир Петрович, с трудом избежав репрессий, покинул Россию и в 1924 году основал новую фирму во Львове, а затем ее отделения в Париже и в Праге. В 1928 году фирма переехала в Париж.
В 1933 году, за год до своей смерти, Владимир Петрович продал бизнес некоему Рудольфу Канетту, также иммигрировавшему из Росси, семья которого до революции занималась производством свекольного сахара и имела коммерческие связи с домом Смирновых.
В 1939 году американская компания Heublein Inc., USA выкупила права у Канетта и с тех пор является основной иностранной компанией, которая эксплуатирует в своих рекламных целях имя Петра Смирнова, использует бутылочные этикетки, украшенные дореволюционными коронами и гербами, и объявляет себя "преемником всемирно известного Петра Смирнова, Москва, (Россия), поставщика царей 1886-1917 гг."
В одном из рекламных объявлений компании говорится: ": в 1820-х годах употребление водки Смирнова было в России национальным, приятным времяпрепровождением. Русские цари были столь привязаны к Смирнову, что только его водка пропускалась через их уста".
На стекле своих бутылок компания ставит дату "1818" , а в тексте указывает: "Петр Смирнов основ. 1818 Москва". На сайте www.smirnoff.com размещена информация о том, что ":Согласно легенде, Дом Смирновых был основан Петром Смирновым в 1818 году в Москве, хотя официально компания была зарегистрирована лишь в 1864 году".
Абсурдность подобных рекламных заявлений очевидна, но кто из зарубежных обывателей, падких на все "царское" в российской истории, может знать, что Петр Смирнов родился в 1831 году и никак не мог ни основать Дом Смирновых, ни производить спиртные напитки за полтора десятка лет до своего рождения?!
Особо рекламируется так называемая "Смирновская водка ╪ 21", изготавливаемая по рецепту и процессу "Петра Смирнова сыновей" во Львове (Польша). Однако, согласно прейскуранту самого Петра Арсеньевича Смирнова, водка ╪ 21 относилась к последнему, четвертому сорту и продавалась вдвое дешевле первого.
Реклама, как известно - двигатель торговли. Используя гипнотическое воздействие на обывателя всего, что связано с Царской Россией, а также эпохой начала IX века (особенно в тех странах, история которых сама едва насчитывает лишь пару веков), компания Heublein Inc продолжает выжимать звонкую монету из имени российского предпринимателя - в мире ежедневно продается около 500 000 бутылок водки "Smirnoff". Стоимость торговой марки Смирнова, второй по популярности среди алкогольных напитков после Baccardi, оценивалась в 1997 году в 1,5 млрд долларов.
Более того, в 1977 году, совместно с несколькими другими зарубежными компаниями производящими алкогольную продукцию, было спровоцировано "дело" о приоритете в изготовлении водки, после чего ряд марок нашей водки был подвергнут на внешних рынках бойкоту и дискриминации. Наглость зашла настолько далеко, что был поставлен вопрос о преимущественном праве этих компаний на использовании самого слова "водка" исключительно для их товара. Основанием для этого служило то, что советские фирмы якобы начали производить водку позже.
Неправомерность подобных притязаний была признана международным арбитражом 1982 года и за Россией признан бесспорный приоритет создания водки как русского оригинального алкогольного напитка и исключительные права на ее рекламу под этим наименованием на мировом рынке. Был признан и основной наш экспортно-рекламный лозунг: "Только водка из России - настоящая русская водка".
На рубеже 70-80-х годов начались судебные разбирательства между Heublein Inc и русской стороной. Тогда здравствующий внук основателя русской фирмы Петра Смирнова собрал пять томов документов, доказывающих фальсификации американцев. Позже в Кельне состоялся судебный процесс по иску "О введении в заблуждение потребителей относительно места происхождения водки "Smirnoff" и недобросовестной конкуренции со Heublein Inc.
Последняя обязалась согласно мировому соглашению впредь не использовать в рекламе и на этикетках своего товара ссылку на его русское происхождение, равно как и на какую-либо связь с Торговым домом П.А. Смирнова. Тем не менее, вовремя подсуетившись и воспользовавшись трудностями, начавшимися в СССР, периода перестройки, Heublein Inc уже через год после подписанного соглашения прекратила выполнение взятых на себя обязательств.
И все бы у предприимчивых американцев сработало о'кей, если бы в 1991 году законные потомки Петра Арсеньевича Смирнова не организовали в России предприятие по возрождению производства знаменитой русской водки.
Понимая, что остановить продвижение "Smirnoff" на российском рынке могут только те, кому по праву принадлежит имя Петра Смирнова, Heublein Inc предпринимает несколько попыток взять ситуацию под свой контроль. В ход идет все: от подкупа директора российского предприятия до намерения вселиться в фамильный особняк на Пятницкой в Москве. В это же примерно время американцы обращаются в "Роспатент", возглавляемый тогда г-ном Рассохиным, с просьбой зарегистрировать свои товарные знаки, содержащие фамилию Смирнов. И это было сделано, хотя российские потомки Петра Смирнова уже имели зарегистрированные товарные знаки с той же фамилией. Мотивация действий патентного ведомства, естественно, уходит в сугубо профессиональные сферы: заграничные знаки, мол, не схожи с российскими. Решение "Роспатента" дало возможность компании Heublein Inc подать в суд на Торговый дом "Смирновъ".
В 1995 году состоялся суд в Краснодаре, который признал деятельность американской компании Heublein Inc на территории нашей страны незаконной, в России было запрещено производство, распространение и реклама водки "Smirnoff". Казалось бы, американцы потерпели фиаско. Но Heublein Inc проигнорировала российские законы.
Богатые американцы до предела осложнили деятельность русского конкурента "Смирновъ" - затягивали судебные разбирательства, не являлись на них, изматывали подачей все новых и новых апелляций, пытались зарегистрировать целое собрание "новых товарных знаков", указывающих на русский характер американской водки.
Новый руководитель патентного ведомства г-н Корчагин заявил на форуме по товарным знакам о том, что он намерен выступить миротворцем между двумя фирмами. Однако миротворческие действия пока сводятся к тому, что торговые знаки американцев продолжают регистрировать.
И опять объяснения те же: несходство со знаками российского предприятия, отсутствие ложных сведений. Но, на взгляд обычных потребителей спиртного, полюбивших отечественную "смирновку", такие решения выглядят, как уступка западному конкуренту.
А тем временем американская компания Heublein Inc в лице новоиспеченной торговой фирмы "The Pierre Smirnoff Company Ltd", зарегистрировав "оригинальные этикетки", выпускает на рынок свою продукцию. При этом утверждает, что именно это "настоящая русская водка".
История продолжается, запускается американская реклама.
А "Роспатент" как бы остался в стороне. Как сообщил руководитель Департамента товарных знаков "Роспатента" Роберт Восканян, ведомство регистрирует не более одной десятой знаков тех фирм, чью рекламу можно увидеть на улицах. К тому же "мы можем ошибаться". Решения "Роспатента" можно обжаловать в Апелляционной палате "Роспатента", которая, правда, уже принимала решение против американской стороны. Окончательная судьба товарных знаков определяется Высшей патентной палатой, о необходимости создания которой говорят уже не один год.
А пока - водка льется, разливается, продается россиянам, которые и не предполагают, насколько жестокой может быть "водочная война" и долгими суды, если добиваться справедливых и окончательных решений.
Осенью 1995 года открылся "второй фронт" борьбы за права в США, однако поначалу из-за безденежья истцов на нем царило затишье. Первые положительные сдвиги были достигнуты лишь два года спустя, когда россияне сменили адвокатов.
Суть иска сводится к тому, чтобы полностью запретить Hubeline и IDV использование торговых знаков, наград и регалий исконно русской водки, носящей имя своего создателя Петра Арсеньевича Смирнова. Естественно, ставится вопрос и о компенсации за тот ущерб, который, как полагают его потомки, они уже понесли и продолжают нести вследствие действий ответчиков.
В апреле 1998 года Латвийское управление патентов отклонило прошение распространителей водки Smirnoff аннулировать регистрацию, по их мнению, схожего товарного знака - "Смирновъ".
Апелляционный совет управления принял решение, что товарные знаки, зарегистрированные в Латвии двумя конкурирующими компаниями, абсолютно не схожи и покупатель не сможет ошибиться при выборе продукта
На 13 сентября 1999 г намечено судебное разбирательство по иску российской компании "Торговый дом потомков поставщика двора Его Императорского величества П.А.Смирнова" к американской фирме Pierre Smirnoff в окружном суде штата Делавэр в Уилмингтоне.
Однако, 15 марта 1999 г суд в Уилмингтоне должен рассматривать ходатайства ответчиков об отклонении иска без полномасштабного разбирательства. Адвокаты американской стороны усматривают по меньшей мере 5 оснований для подобного шага. В свою очередь юристы, представляющие интересы российского производителя Бориса Смирнова, естественно, рассчитывают найти убедительные аргументы для отклонения ходатайств. На их взгляд, к числу таких доводов будут прежде всего относиться исторические документы, подтверждающие права российских потомков знаменитого изготовителя крепких напитков.
Решение о судьбе ходатайств должно быть принято к началу лета. Если они будут отклонены, подготовка к процессу вступит в заключительную стадию.
На оглавление
Одна из экспозиций посвящена Смирновскому торговому дому, ибо своим началом семейное смирновское дело обязано пятерым сыновьям Алексия (Алексея) Иванова, крепостного крестьянина ярославской вотчины "стольника Скрипицына" сельца Каюрова Мышкинского уезда.
В соседнем Кашинском уезде в начале прошлого столетия распространилось "здабривание" кизлярских и ренских (виноградных) вин. К такому "отхожему промыслу" в 1811 г. обратились крепостные крестьяне Яков и Арсений Алексиевы (Алексеевичи), тогда еще не имевшие фамилии Смирновы, первые сведения о предках которых датируются XVII веком. В 1816 году они забрали в Москву "малого" брата Ивана, определив его мальчиком в трактир.
В 1818 г. Иван поступил в ренский погреб купца Василимя Корчашкина на Большой Никитской, делами которого заведовали его страшие братья. Так начался семейный промысел в "первопристольной", и, очевидно, поэтому американская компания Heublein Inc., USA гравирует именно этот год на совей продукции в качестве даты основания торгового дома.
В 1827 году старшие братья Иван, Арсений и Яков Алексиевы начали полностью самостоятельное дело, взв в Москву из каюрово младших братьев. В 1836-40 годах братья на вырученные от виноторговли средства выкупились из крепостничества. Тогда же они получили и разрешение именоваться ныне всемирно известной водочной фамилией Смирновы (на верхней Волге самой типичной и распространенной).
Нажмите здесь, чтобы посмотреть остальную экспозицию музея.
На оглавление